«Пару играем или микст?» – «А какая разница?»
Давайте разберёмся!
Если смотреть на парную игру профессионалов, то легко заметить слаженность их движений: то вместе вбок, то в разные стороны, то друг за другом. И всё – ритмично и синхронно. Будто это заранее разученный танец. Или идеально настроенная и чётко работающая система. Иногда эта красота движений завораживает, а иногда завораживает то, как красиво пара выигрывает очки при такой игре. В чём же секрет? Как это связано?
В первую очередь однозначно движения парных игроков нацелены на оптимальный приём волана, такой, чтобы по возможности на их половине площадки не оставалось уязвимых мест, а также на подстраховку друг друга и на эффективную атаку.
Существуют типовые схемы розыгрыша волана, позволяющие надёжно прикрывать площадку. И на их базе строятся ситуативные розыгрыши. Например если мы видим, что нашему партнёру пришлось уйти глубоко на заднюю линию, можно следующий удар сделать на заднюю линию соперников, чтобы у партнёра было время вернуться на место и начать успешную атаку. Или сыграть на сетку так, чтобы «вытянуть» туда более сильного игрока, а затем атаковать на задней линии более слабого.
В парной игре, независимо от того, пара это или микст, всё так или иначе крутится вокруг атаки: бадминтонисты стараются не допустить атаки в свою сторону и ждут любого шанса атаковать самим. Именно поэтому игра строится таким образом, чтобы пустить волан либо горизонтально, либо вниз.
Вообще в отличие от одиночной игры в бадминтон, где пожалуй основные темы – это точность и выносливость, в парной игре в большей степени важна скорость, и ещё раз скорость. Игроки стараются выполнять преимущественно плоские удары и удачные удары на сетку, для того, чтобы соперники откинули волан высоко на заднюю линию и предоставили возможность для атаки. Для этой же цели используется перехват волана у сетки, широко практикуемый в миксте.
Важным моментом в игре является подача. Многие считают, что 80% успеха определяет хорошая подача. В парной игре это в основном подача ближе к передней линии, но конечно для разнообразия и эффекта неожиданности полезно иногда выполнить и подачу на заднюю линию. И даже на передней линии лучше чередовать точки попадания. А порой после большого количества хорошо выполненных подач соперника ошеломляет «удобная» подача – высоко и в зону, где находится игрок 😉 Такая подача, за которой не нужно тянуться. В острой игровой ситуации от неожиданности приём такой подачи часто осуществляют в сетку!
Есть и ещё один принципиально важный момент. В бадминтоне бывают проигрыши очков из-за недостатков техники удара, из-за неточности. А бывают проигрыши по причине ошибок в технике перемещений.
Давайте рассмотрим с вами отличия в перемещениях между парой и микстом.
Основная суть всех отличий состоит в том, что в паре (женской или мужской) партнёры совершенно равнозначны. За исключением пожалуй ситуации, когда уровень одного игрока заметно слабее уровня другого, но такое бывает нечасто. В миксте же по определению женщина считается более слабой и поэтому расстановка на площадке изначально отличается. Как во время подачи, так и в процессе розыгрыша.
Во время подачи партнёр подающего в обычной паре игрока находится в любом случае за его спиной, немного дальше центра площадки, готовясь принимать волан на задней линии. И дальше в игре партнёры в основном находятся каждый на своей половине площадки, за исключением ситуаций атаки. Тогда один игрок атакует сзади, а второй «подбирает» воланы у сетки.
В миксте же это упомянутое выше положение при подаче верно в случае, если подаёт микстёрша. Если подачу выполняет микстёр – она стоит на передней линии перед сеткой, и в дальнейшем остаётся там, принимая все воланы, летящие на сетку, а также перехватывая плоские удары, оставляя партнёру все воланы, что летят ей за спину. После своей подачи в подавляющем большинстве случаев микстёрша смещается к сетке. Микстёр в основном перемещается по всей остальной площадке: по задней линии и около центра площадки. И конечно атака с задней линии – тоже в основном задача партнёра-мужчины.
Из-за зрелищности и агрессивности смэшей может показаться, что основная роль в миксте у партнёра, однако это не так. На самом деле наибольшая эффективность и результативность у микстёрши и игра в целом во многом сводится к тому, чтобы вынудить соперников сбросить волан ей «в руки»: из её положения забить волан проще. И в хороших микстах бОльшую часть очков выигрывает именно микстёрша. Но, чтобы добиться этого результата, от неё требуется молниеносная реакция, отточенная техника перемещений у сетки, конечно внимательность, знание тактики, и где-то даже интуиция!
Из-за этого положения – у сетки – партнёрша держит ракетку специальным хватом: рука располагается выше на рукояти ракетки. Так кистевые атакующие движения дают больше эффекта. И – важнейший нюанс – ракетка при игре у сетки не должна опускаться никогда. Это максимальная скорость игры и готовность также должна быть максимальной. Если нужно будет тратить время на то, чтобы поднять ракетку, с огромной вероятностью это будет проигрыш очка.
При выполнении откидок и высоко-далёких ударов соперникам микстёрша смещается назад, между сеткой и задней линией, для защитной позиции. И тогда каждый «держит» свою половину площадки. При этом если уровень защиты у микстёрши невысокий, можно заранее договориться, что в таких ситуациях мужчина держит две трети ширины площадки, а женщина одну треть. В аналогичной ситуации в парной (мужской или женской) игре напарники просто защищают свои половины площадки.
Если партнёры в обычной паре не одинаковы примерно по силе и уровню игры, они также могут договориться о том, что частично будут играть по правилам микста. Например при подаче они могут стоять каждый в своей половине, а затем более слабый игрок перемещается к сетке и проводит основную часть игры там, исполняя роль микстёрши в миксте.
Что же требуется в миксте от партнёра? Конечно, поскольку его роль предполагает множество перемещений у задней линии площадки (и соперники активно этим пользуются), он должен быть физически отлично натренирован. Также нужна развитая внимательность для подстраховки микстёрши, так как все удары, что ей не удалось достать или перехватить, достаются ему.
И задача обоих – в случае неточности партнёра не терять концентрацию и стараться исправить ход розыгрыша своей успешной игрой.
При понимании всех этих тонкостей и по мере их отработки рождается та самая красота, тот синхронный слаженный “танец”, на который так приятно смотреть и который даёт хорошие результаты!
Напоследок упомяну психологический фактор – важно играть с тем партнёром, с которым вы чувствуете друг друга и с которым возникает взаимопонимание. Тогда все технические приёмы будет отрабатывать проще, и в игре будет играть роль не только наработанный навык, но и это самое чутьё, интуиция, понимание друг друга без слов. Найти своего партнёра, будь это микст или пара, – большое дело.
Мы желаем вам успехов в освоении, как техники, так и тактики бадминтона, и конечно найти «своего» партнёра!
Автор статьи Алия Васильченко